Сельцо́ — тип населённого пункта в России с XVI века: село без церкви, но хотя бы с одним двором землевладельца, хозяйственными постройками или часовней. Также до 1917 года — небольшое сельское поселение, обычно помещичий дом и несколько крестьянских изб, в которых проживала обслуга помещика.

 


Географическое положение

 


Владимирская губерния была образована в 1796 году в ходе административной реформы Павла Первого (до 1796 г. одноименное наместничество). В 1719-1775 гг. земли, отошедшие в 1778 г. в состав нового наместничества, находились в юрисдикции Московской губернии на правах провинции. Последние изменения в состав и границы уездов Владимирской губернии были внесены при Александре Первом, после чего во весь последующий период дореволюционной истории России границы данной губернии не менялись. 
В момент образования в 1796 году губерния делилась на 10 уездов: Владимирский, Вязниковский, Гороховецкий, Меленковский, Муромский, Переславский, Покровский, Суздальский, Шуйский, Юрьевский.В 1803 году были образованы ещё 3 уезда: Александровский, Ковровский и Судогодский. 
Судогодский уезд был образован в 1778 г. в ходе административной реформы Екатерины Второй в составе нового Владимирского наместничества,при Павле Первом в 1796 г. реорганизованном в одноименную губернию. Тогда же, в результате территориальных преобразований Павла Первого, расформирован, а его земли переданы в соседние уезды. Уездный центр выведен за штат. В 1803 г. при Александре Первом уезд восстановлен за счёт прежних земель, а уездный центр город Судогда (известен с 1552 г., бывшая Ямская слобода) вновь обрёл статус уездного города. В последующий дореволюционный период границы уезда не менялись. 

Село Ушаткино населенный пункт из уезда Судогодский упоминается в книге Списки населенных мест Владимирской губернии по сведениям 1859г в 1863 году.Оно находилось на расстоянии 35 верст от Губернского города и 7 верстах от Уездного.Своё географическое положение сельцо сохранило до 1979г. 
Позже в Списке населенных пунктов Владимирской области,исключенных из учетных данных.1944-2008г.г. п.1006 Ушаткино Муромцевский Судогодский № 616 от 18.06.1979ф.3789,оп.1,д.4169,л.120 значится как фактически не существующий. 


Историческое прошлое 


Судогодский уезд — административная единица во Владимирской губернии Российской империи и РСФСР, существовавшая в 1778—1926 годах. Уездный город — Судогда.Уезд был образован в 1778 году в составе Владимирского наместничества (с 1796 Владимирской губернии). В 1926 году уезд был упразднен, его территория вошла в состав Муромского, Владимирского, Ковровского и вновь образованного Гусевского уездов. 

Бережки — деревня в Судогодском районе Владимирской области, входит в состав Муромцевского сельского поселения.Деревня расположена на левом берегу реки Судогды в 5 км на юг от районного центра Судогды.До революции деревня являлась центром Бережковской волости Судогодского уезда. Население в 1859 году - 275чел.В составе Бережковской волости и значится сельцо Ушаткино.Подтверждение этому факту мы нашли в Памятной книжке Владимирской губернии,издание Владимирского Губернского Комитета,под редакцией Секретаря Комитета Н.П.Шипина за 1895г.
В историческом прошлом сельцо Ушаткино находилось на расстоянии 35 верст от Губернского города и 7 верстах от Уездного. Данные по числу душ по 8 и 9 ревизии отсутствуют. По данным за 1857г действительное населения сельца составило 51 человек мужского пола и 57 женского. Население, кроме хлебопашества, исполняли господские работы. Был в сельце пчеловод по фамилии М.И Ястребов, имеющий 20 улей. По данным 1859г сельцо Ушаткино является владельческой собственностью, при колодце, с числом дворов-1,число жителей мужского пола-47,женского- 51.Сельцо относилось к православной церкви Ново-Никольское. Владельцем сельца Ушаткино был Ростис.Алекс. Кайсаров(написано как в документе; ему принадлежали ещё 8 селений в Судогодском уезде).Всего в его владении было крепостных крестьян -680;дворовых-48,оброчных-225,издельных -52.Крестьян состоящих частью на оброке,частью на барщине не имел.В его владении были усадебная земля, пахатная земля, сенокосы, выгоны. Крестьяне в его владении имели землю 0,09 десятин на душу. 



Барская усадьба и ее владельцы Кайсаровы дворяне (информация первоисточника) 


По родословной, на точность которой — по крайней мере в первых поколениях — трудно положиться, родоначальником Кайсаровых оказывается выходец из Золотой Орды (неизвестно, впрочем, в чье царствование, но, судя по степеням потомков, не позднее XV века), известный нам только под христианским именем Григория. У него, однако же, оказываются сыновья татары, не все принявшие веру Спасителя. По крайней мере, трое из них известны только под татарскими именами: второй был Ротай, третий — Бедырь и четвертый — Порхач. В христианстве же первый (Битюг) и пятый (первоначальное имя которого неизвестно) названы Иванами, и род показан продолжающимся от младшего. Мы позволим себе допустить — конечно, покуда гипотезу — что род других сыновей, не поименованных в родословной, представленной ярославскою ветвью Кайсаровых, мог продолжаться в лице однофамильцев их, владимирских дворян и ярославских же, но других уездов. Утверждать, однако, гипотезу эту, хотя имеющую за собою всю вероятность истины, мы со своей стороны не решаемся. Позволим себе только заметить, что число колен (по крайней мере, в трех родословных разных ветвей) до людей, живших и действовавших в XVII веке — когда получали Кайсаровы поместья и вотчины за службу — довольно близко сходятся, чтобы заподозрить в натяжке или выдумке имен первых прародителей. А если имена эти рознятся, то потому, что сыновей родоначальника одних мы знаем под татарскими именами (в единственной родословной, указывающей Григория), а в других — по всей вероятности, те же лица с христианскими именами. Действительно, довольно трудно допустить, чтобы отец принял христианство в древней Руси, а сыновья оставались язычниками, принимая, между тем, нашу службу.


Память жива 


Воспоминания жителей о д.Ушаткино. О истроии деревни мы решили узнать у жителей соседних деревень. Житель деревни Травинино Королев Иван Васильевич нам рассказал о том, что Ушаткино (прилежало) входило в имение графа Храповицкого. В конце 19 века там был богатый фруктовый сад из яблонь, вишни, который окружали заливные луга и пастбища. Для работников были построены два барака, конюшня, склад, баня. 
После революции в деревне была организована коммуна, потом колхоз, затем отделение совхоза “Пионер”. В Травинино – колхоз “1 мая”, который в 50-е гг. вошел в состав совхоза. До великой Отечественной войны рядом с деревнямя, в лесу, работало торфопредприятие. Так как торф был низкого качества, его закрыли. Сначала в деревне был один трактор, на котором работал Иван Иванович Петухов, механиком- Иван Федорович Морозов, бригадиром - Василий Федорович Королев. Потом техники стола больше. 
Особенно тяжело жилось в послевоенные годы. Однажды, в 1947 году, приехала машина из Москвы с одеждой, обувью, гармонями и т.п. Водитель предлагал товар обменять на картошку. Многие жители охотно согласились. “Так появилась в нашем доме гармонь”,- вспоминает И.В.Королев. 

Из воспоминаний бывшей заведующей детским садом в д. Ушаткино Галины Афанасьевны Орловой: “Хорошо помню приезд в 1966 году экономки графа Храповицкого, которая очень скучала по этим местам. Она была расстроен, увидев загубленные сады, здания, принадлежавшие в прошлом ее хозяину”. 
Занялся восстановлением сада бывший директор совхоза Лепенин. Он очень любил заниматься садоводством. При нем получали высокие урожаи вишни, яблок, смородины. Почти у каждого дома росли яблоки, которые украшали деревню. 
Вокруг деревни росли дремучие леса, где скрывались беглые люди. В 60-е гг. приехало много рабочих из Рязани, Мордовии, которые проживали в бараках. Сейчас они живут на Муромцево. Деревню уничтожили частые пожары, возникавшие по вине местных.

Погост

Село Ново-Николаевское, или просто Никола-Новый находилось в 7 км. от Судогды и в 44 км. от Владимира. 
Погост "Николы Чудотворца Нового" с церковью во имя Николая Чудотворца существовал уже в начале 17 столетия и отмечен был в патриарших окладных книгах, начиная с 1628 года. Название "новый" местное предание обьясняет тем, что эта церковь первоначально существовала в д. Райках, а потом перенесена была на новое настоящее ее место. Но исторически вероятнее другое обьяснение: в начале 17 века на месте, называемом "Старый Ям" (теперь город Судогда) существовала церковь Николая Чудотворца, когда же на другом месте построили (в 6 км) другую церковь во имя свт. Николая Чудотворца, то ее в отличие от старой стали называть "Никола-Новый". К концу 19 столетия около церкви в селе было 7 дворов крестьянских. С 1709 по 1736 год церковь дважды строили заново, и причиной этому были пожары. Из храмозданной грамоты 1781 года видно, что в то время на погосте было две деревянные церкви - уже ветхих - во имя свт. Николая Чудотворца и Казанской Божией Матери. Когда была построена последняя церковь - не известно. В приходе к этому времени было уже 249 дворов. 
Каменный храм вместо этих двух деревянных церквей был построен в 1781 году, который существует здесь и в настоящее время. 
Из святых икон здесь была примечательна икона Тихвинской Божией Матери, приложенная помещиком Кайсаровым в 1832 году. Икона эта была точным списком с подлинной Тихвинской иконы Божией Матери, о чем свидетельствует надпись: "образ Пресв. Богородицы мерою и подобием с самого чудотворного образа Тихвинския, написан в 1738 г.", "обложен Симоном Кайсаровым в 1755 г.". Риза на иконе медная вызолоченная, венцы украшены драгоценными камнями. 
Сретенский храм стоял на землях, принадлежащих роду помещиков Хоненевых, и, повидимому, особо почитался ими. Здесь были их родовые могилы 18-19 веков. Сохранились надгробные плиты: Александр Семенович († 1787 г.), бригадир лейб-гвардии Преображенского полка; брат с сестрой Николай († 1845 г.) и Екатерина († 1855 г.) Александровны. А после того, как Екатерина Александровна Хоненева (1788-1855 гг.) вышла замуж за князя Ивана Семеновича Храповицкого (1786-1864 гг.), тайного советника, столичного жителя, то и Храповицкие с их приближенными выбирали местом своего упокоения погост при храме Сретения Господня. В холодном храме за правым клиросом покоится И. С. Храповицкий. Над могильной плитой висела икона прп. Иоанна Лествичника с надписью "17 февраля 1864 года". Управляющий имением Храповицкого Александр Львович Воронов, скончавшийся в 1908 году в Петербурге, завещал перенести прах его на погост Сретенского храма. 
В 19 веке приход состоял из села Ново-Николаевского и сельца Муромцева (4 км), а также деревень: Травинки (2 км), Жукова (3 км), Степанова (1 км), Горок (1 км), Галанина (4 км), Малиновки (4км), Передела (7 км), Большой и Малой Артемовки (13 км), Райков (2 км). По клировым ведомостям во всех этих поселениях числилось 387 дворов, в них было 1386 человек мужского и 1494 женского пола. 
В середине 19 века в с. Ново-Николаевском было 6 дворов. С 1868 года в селе была земская народная школа, в которой числилось 64 ученика. 


* * * 
Воспоминаниями о судьбе Никольского храма делится Кулиненкова Наталья Сергеевна. 

Храм воздвигнут в 1781 году на месте двух деревянных храмов скорее всего господами Хоненевыми. Главный престол был освящен в честь Сретения Господня, а престолы приделов в честь Казанской иконы Божией Матери и Николая Чудотворца (им были посвящены два деревянных храма). У храма было большое село Новоникольское (или Новый Никола). Молились в храме верующие деревень Горки, Степаново, Ушаткино, Галанино, Дворишнево, Муромцево и т. д. Многие жители помнят, как маленикими детьми ходили с родителями в храм по праздникам, и даже к вечерне, народу в храме всегда было много.

 

 Скачать видео Zabytye_derevni_Vladimirskoy_oblasti.wmv