«Погост Спас-Железино на рч. Тетрухе находится в 63 версты от уездного города (Судогодский уезд) и в 115 от губернского».

На левом берегу Тетруха напротив Теренино в окружении леса находится древний погост Спас-Железино. Предания связывают это место с былинным богатырем Ильей Муромцем, причем богатырский конь оставил на гранитном валуне след своего огромного копыта. Этот валун, хотя и расколотый на части, до сих пор находится примерно в 400 метрах от погоста, где по преданию раньше стоял деревянный храм. На одной из граней камня при желании и сегодня можно увидеть силуэт лошадиной головы.


Существует такая легенда: «Грозный царь Иоанн Васильевич, возвращаясь из Казанского похода, двигался по судоходным тогда рекам Воймиге и Судогде, и повелел поставить по берегам этих рек три деревянные храма – все в память Преображения Господня. Так и стоят, один за другим, до сих пор три Спаса и три погоста – Село Спас-БеседаСпас-Чамерево и Спас-Купалище.
Другая древняя легенда, повествующая о происхождении названия погоста, рассказывает о том, что во время похода на Казань в 1552 году на месте нынешнего Спас-Железина проходило войско Ивана Грозного. Местные жители указывали «царскую дорожку» и курган. Якобы конь государя, испив воды из источника при погосте, исцелился от мучавшей его болезни ножных желез.
По другой версии от целебной воды вылечился не только царский скакун, но множество коней направлявшихся к Казани ратников.
В 1552 года царь Иоанн Васильевич, проезжая по Владимирской губернии, для окончательного покорения Казани, выехал 10 июля из Владимира в муром. Погост Спас-Железино находится между этими городами, ближе к Мурому. Возможно, что Иоанн Грозный, действительно, проследовал через Спас той «царской дорожкой».
В честь такого происшествия царь будто бы и повелел царь выстроить на том месте деревянную Спасскую церковь. Спас, называвшийся так по храму Спас-Преображения, как говорят в той местности, существовал еще до пол. XVI века и потом получил название Спас-Железина.
В 1913 г. приход состоял из одних крестьян, которые занимались обработкой земли, а в зимнее время – извозом на стороне, рубкой леса и частью плотничеством; без исключений, жили не богато; крепко держались старины и общины. Но, вместе с сторонними промыслами, проникали сюда и новые порядки, и новые взгляды: в нач. ХХ века выделился хутор; несколько домохозяев укрепили свои наделы, на усадьбах начинают вводить травосеяние; стали заменять исконную соху плугами.
Погост расположен не в центре прихода и потому прихожане не раз замышляли перенести церковь с домами причта в другое место; но, при первой попытке к этому, возникали недоразумения и дело расстраивалось.

Церковь Преображения Господня

Первые документальные сведения о церкви Железинского погоста имеются в писцовых книгах 1627-30 гг. Муромского уезда, так как данный погост принадлежал к старинному Муромскому уезду и Муромско-Рязанской епархии.
По писцовым книгам погост Железинский значится запустевшим, на погосте церковь Преображения Господня, при ней пахатной земли по 12 четв. в поле, перелогу по 8 четв. и лесу по 10 четв. Причины запустения погоста неизвестны.
Во второй пол. XVII века церковь оказывается уже восстановленной и при ней приход. По окладным книгам 1676 г. Муромско-Рязанской епархии в Железинском приходе значатся деревни: «Теренино – 12 дв. крестьянских (в кон. XIX века здесь было 69 дворов), д. Ульяниха – 10 дв. крестьянских, д. Черновская – 7 дв. крестьянских (в кон. XIX века здесь было 27 дворов), д. Лукина – в ней двор помещиков и 10 дв. крестьянских, д. Вихорева – 7 дв. крестьянских (в кон. XIX века здесь было 24 двора), д. Головина – в ней двор помещиков (в кон. XIX века здесь было 37 дв. крестьянских); в погосте Железинском 4 дв. бобыльских; земли церковной по 5 четв. в поле».
Преображенская церковь существовала на погосте до 1785 г. В этом году она сгорела; новая церковь была куплена в с. Спас-Седчине Муромского уезда и перевезена в том же году. В 1868 г. эта церковь по ветхости была разобрана и устроена новая деревянная церковь.
В 1884 году в погосте Спас-Железино родился Василий Дмитриевич Грацилевский - выпускник Владимирской духовной семинарии, краевед и историк. 
В кон. XIX века престолов в ней два: главный в честь Преображения Господня, в трапезе в честь Казанской иконы Божией Матери.
Кроме деревянной церкви на погосте имелась еще каменная трапеза с престолом во имя св. Николая Чудотворца, но богослужение в ней не совершалось.
Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно, замечательного по древности или ценности в церкви нет.
Причта в приходе по штату положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание их получается: процентов с причтового капитала (4662 руб.), от служб и требоисправлений и земли церковной до 600 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле.
Земли при церкви: усадебной 1201 саж., пахатной и сенокосной около 60 дес., лесу около 70 дес.; всей земли с неудобными болотистыми и песчаными местами 252 дес. 1201 с.; план и межевая книга на землю имеются.
приход состоит из деревень: Теренина (2 вер. от церкви), Вихорева (5 вер.), Головина (7 вер.), Надеждина (6 вер.), Черновской (5 вер.), Екатериновки (4 вер.) и сельца Ширяева (8 вер.); во всех этих поселениях по клировым ведомостям значится 794 души муж. пола и 854 женского.

В кон. XIX века начали строить каменный храм в некотором отдалении от погоста и ближе к самой большой деревне прихода с тем, чтобы потом туда же перенести и причтовые постройки: храм этот остался не достроенным по распре между строителями его (двумя бывшими в то время помещиками) из-за избранного нового места для него. Выведена была только «трапеза», а стены «настоящей долго стояли не законченные, разрушаясь постепенно от времени. Служили в каменном храме только в престольный праздник (Николин день). Главным же храмом оставался более обширный деревянный. В 1902 г. 24 августа деревянный храм сгорел от молнии; при пожаре его, погиб местный молодой еще диакон о. Павел Цветаев, который самоотверженно ринулся внутрь пылающего храма, чтобы спасти Св. Дары с Антиминсом и, объятый пламенем, уже не мог выйти обратно. Храм уничтожен до основания; колокола разлились от жара; иконы, вся утварь церковная, книги и документы обратились в пепел; сохранилась только епитрахиль, требник и метрика за 1874-1890 гг., перед пожаром принесенные священником на дом. Так возникла необходимость построения нового храма.
Ни церковь, ни прихожане не имели необходимых для этого средств. Отдаленный каменный храм обветшал от времени; не имел церковной утвари, хранившейся в деревянном храме и вместе с ним сгоревшей; был слишком тесен. Местному священнику о. Петру Ивановичу Покровскому, который за 4 года перед этим поступил в приход, неожиданно предстало два трудных дела: благоустройство ветхого и построение нового храма. Отдаленный каменный храм отремонтировали, пристроили к нему обширные деревянные паперти, украсили его; приобрели новые колокола и пристроили каменный алтарь.
28 мая 1906 г. положили основание новому обширному каменному храму на месте сгоревшего, в 7 лет построили его и украсили; а в 1913-м году освятили в нем главный алтарь во имя преображения Господня и северный придел в честь Казанской Божией Матери, бывшие и в деревянном сгоревшем храме; южный придел до времени остался не освященным.
По сравнению с сгоревшим деревянным и отдаленным каменным, прихожане называли его «собором», выражая тем свою искреннюю радость и свое религиозное чувство, усиленное необычайно торжественным соборным служением в нем.
Успех построения величественного по местности храма зависел от умелой организации ее. Местный настоятель о. П. Покровский рассказывал, что на храм употреблено было ½ миллиона кирпичей, дл выработки их устроен был свой кирпичный завод; лес взят был из причтовой дачи. Продажей кирпича первой выработки, вместе с пожертвованиями по воззваниям и через сборщика, составлен был капитал в 3 тыс. руб., с которым в 1906 г. и было начато построение каменного храма. Владыка, Высокопреосвященный Никон, благославляя начало этого дела, сказал обеспокоенному незначительностью средств о. Покровскому: «нет храма, который бы начали строить и не достроили». Благословение оправдалось, и дело, казавшееся по началу непосильным, успешно закончено. Наибольшую жертву на построение храма в размере 1000 руб. получили, по представлению епархиального начальства, из Кабинета Его Величества; были два пожертвования по 500 руб.; значительные суммы поступили от неизвестных; много помогал сборщик, местный крестьянин Куликов; содействовал притоку пожертвований местный земской начальник П.Г. Булгаков; потрудились прихожане, подвозившие кирпич, лес, песок и др. строительные материалы, среди которых были жертвованные (3000 пуд. извести); тремя храмами (г. Мурома Николо-Можайским, с. Палашкина Владимирского уезда и с. Ильинского Судогодского уезда) пожертвованы иконостасы и каменный пол; пожертвована и частью приобретена дорогая церковная утварь.
Придел освящен 7 июля 1913 года за ранней литургией священником Казанского г. Вязников собора о. А.И. Вознесенским в сослужении с священниками: о. В. Виноградовым из с. Тучкова, о. Л. Архангельским из с. Климова и местным диаконом. Главный алтарь освящен в тот же день за поздней литургией местным благочинным, протоиереем с. Муська о. П.Г. Лебедевым, в сослужении с настоятелем новоустроенного храма о. П.И. Покровским и священниками: с. Ильинского о. П. Талантовым, с. Дьякова о. М. Покровским, с. Ст.-Замотрина о. С. Беляевым и диаконом Кафедрального г. Владимира собора И.А. Неаполитанским, при стройном пении ближайшего хора певчих из с. Никологор, Вязниковского уезда, под управлением регента хора Виноградова. На литургии этой настоятель новоосвященного храма о. П. Покровский сказал глубоко прочувствованное слово, в котором перед слушателями живой картиной прошли все главные моменты построения храма, благотворители, жертвователи, участники личным трудом и советом. Благочинный о. П. Лебедев произнес речь о святости храмов Божиих, как места молитвы и единения в любви христианской. Перед молебном, в новоустроенном храме оглашена была телеграмма Государю Императору. Посланная потом на имя Обер-Прокурора Святейшего Синода. Следующего содержания:
«7 июля, в день освящения новоустроенного каменного храма взамен сгоревшего, причт и прихожане погоста Спас-Железина, Судогодского уезда, Владимирской губернии, вознеся молитвы о здравии Государя Императора, благоволившего пожертвовать от щедрот своих на этот храм 1000 рублей, просят Ваше Высокопревосходительство подвергнуть к стопам Его Императорского Величества чувства беспредельной любви и преданности, глубокой благодарности и священного долга непрестанно молиться о здравии Царствующего Дома: да сохранит его Господь Бог на страже Православия во святой Руси и в благоденствие отечества нашего».
За предложенным в доме местного о. настоятеля обедом после освящения храма о. благочинный провозгласил тост за здоровье Государя Императора, покрытый громким «ура» и многая лета. Присутствующими на обеде произнесены речи по случаю торжества. На пепелище деревянного храма, говорилось в одной из них, воздвигнут новый каменный храм, главным образом, трудами и заботами местного настоятеля о. Петра Ивановича Покровского. Поступая сюда священником, он не думал, что на его долю выпадет столь трудное дело. Деревянный храм был построен здесь его предшественником, с годами украшен и оставалось продолжать украшение его. Но от воли Божией храм этот сгорел до основания. Зачем? Почему? Как трудно было ответить на эти вопросы тогда,- в день пожара, так ясно это теперь. Настало время, когда не просто храм, а храм величественный и украшенный. С благолепным служением и стройным хором, должен привлекать молящихся. Маленький погост Спас-Железино, но – исторический: здесь некогда, по преданию, проезжал великий Государь земли русской, царь Иоанн Васильевич. Проезды государей не забываются в народной памяти и, если теперь они привлекают верноподданных, жаждущих видеть своего Монарха, то это же было и в древности. На этом то историческом месте в наши дни нужен был каменный величественный храм, и он воздвигнут, несмотря на все материальные недостатки и понесенные при построении его труды и заботы. Настоятель новоустроенного храма рассказал выдающийся случай из истории построения храма: нужно было срочно уплатить значительную сумму подрядчику, а денег совершенно не было; и в это то время от неизвестного жертвователя получаются 300 руб. «Любя», закончил свои слова о. настоятель, «Бог судил построить здесь каменный храм». Другой участник торжества напомнил в своей речи случай из жизни препод. Сергия, когда в обители его не было хлеба и иноки роптали, грозя оставить монастырь; но препод. Сергий твердо уповал на скорую помощь Божию и помощь не замедлила: на утро к обители привезли от неизвестного воз хлеба. Так помогает Бог верующим, призывая их к миру и единению. В единении – сила и залог успешности дела. Новый каменный храм закончен успешно благодаря полному согласию с о. настоятелем его постоянного, ближайшего сотрудника,- церковного старосты Семена Спиридоновича Малюшина (местного крестьянина), старавшегося осуществить начинание о. настоятеля. В дальнейших речах отмечена была необходимость благоприятных условий для труда: мира и совета в семье трудящегося; выражена благодарность жертвователям и благотворителям храма.

Преподано Архипастырское благословение крестьянину деревни Вощихи Илье Антонову Круглову за пожертвование в церковь погоста Спас-Железина покровов на престол и жертвенник, стоимостью 70 руб. 
16 сентября 1913 года умер диакон погоста Спас-Железина, Федор Грацилевский.
30 сентября 1913 г. диакон села Кожина, Гороховецкого уезда, Михаил Белороссов, перемещен в погост Спас-Железино.


Церковь Преображения Господня

Отец Петр и его прихожане намеревались возвести при храме и колокольню, но сначала воплощениям этих замыслов помешала первая мировая война, а потом начались революционные потрясения, и о планах строительства звонницы в Спас-Железино пришлось забыть. 

В погосте с 1887 г. существовала церковно-приходская школа; учащихся в 1896 г. было 30. 

В первый раз церковь в Спас-Железино закрыли в 1930 году, а его настоятеля Петра Покровского арестовали и приговорили к трехлетней северной ссылке. В 1933-м отец Петр вернулся и вновь стал священствовать в погосте. 18 ноября 1937 года был вновь арестован Петр Покровский - прямо в церкви, после окончания богослужения. При обыске были изъяты личные документы, переписка на 42 листах, впоследствии уничтоженные. Осудили как «активного участника контрреволюционной повстанческой группы церковников». 16 декабря 1937 года священник Петр Покровский был расстрелян в г. Иваново. Захоронения убитых производились на городском кладбище Балино. Священники А.А. Болотов (с. Дуброво) и И.П. Желудков (с. Спас-Железино), арестованные в ноябре 1937 г., также были расстреляны. 
Уединенное местоположение Спасо-Преображенского храма, фактически спасло его от закрытия и в 1930-е, и позже в 1960-е годы. В пору правления Никиты Хрущева, активно боровшегося с «религиозными предрассудками», во всем Селивановском районе остались лишь две действующие церкви, в том числе – в Спас-Железино. Почти 20 лет, с 1950 по 1969 гг., там священствовал протоиерей Василий Шунин, о котором коренные жители тех мест, по большей части из соседней деревни Теренино, до сих пор хранят добрую память. Символично, что скончался отец Василий 1 января 1969 года, в день памяти преподобного Ильи Муромца… 
Среди примечательных лиц, чьи биографии связаны с погостом, нынешний епископ Сергиево-Посадский Феогност (Гузиков), викарий Святейшего патриарха Московского и всея Руси. Уроженец Красной Горбатки, он в самом начале своей духовной карьеры в начале 1980-х годов служил в Спас-Железино, после чего в 1983-м г. архиепископом Владимирским и Суздальским Серапионом (Фадеевым) был пострижен в монашество. С 1988 года вначале архимандрит, а с 2002-го в архиерейском сане, владыка Феогност занимает пост наместника Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде.